logo

Зоя Литвин для #MilkTalks

Зоя Литвин, основательница Новопечерской школы, глава общественной организации «Освитория» и мама сына Ивана встретилась с командой проекта #MilkTalks и рассказала о том, как мечта трансформируется в реальность, о современной системе образования, GlobalTeacher Prize и семейных традициях. 

Зоя, прошло три года со дня открытия Новопечерской Школы. Расскажи, что изменилось за это время? Возможно, на практике вы пересмотрели первоначальные взгляды на методику обучения, подход к ученикам?

 

Я не могу сказать, что за это время мы прошли для себя какие-то важные рубежи. На нас лежит миссия создать с нуля современную украинскую школу. Для этого мы используем опыт канадских экспертов, и, при этом стараемся сохранить украинское ДНК, воспитать учеников нашей школы с украинским сердцем и глобальным мышлением. Сегодня мы движемся к этой цели и с каждым днем становимся к ней ближе. За это время мы поняли, что украинский учебный план, которым обычно все гордятся, полагая, что изучение косинусов и синусов, делает из наших детей интегралов, нужно сокращать. Мы хотим, чтобы наши дети выступали активными участниками урока, сами искали варианты решения задач, обсуждали, представляли свои проекты, учились мыслить, а не зазубривать. Потому сейчас мы меняем учебный план, где-то добавляем актуальные темы, где-то, наоборот, сокращаем. По биологии, например, в украинских школах много внимания уделяют теме размножения папоротника, которая после нигде в жизни не применяется. А вот такая отрасль, как генетика, которая сейчас занимает важное место в мире и за ней в будущем стоит много профессий и рабочих мест, в отечественном стандартном учебном плане не изучается. Во всем мире уже намного углубленнее изучают генетику, и мы тоже внедряем этот подход в свой учебный план.

 

Сколько времени прошло с появления идеи строительства школы до её реализации? И были ли школы-референсы, на которые Вы ориентировались в процессе создания этого места?

 

Прошло почти 5 лет. Создавая эту школу, мы ориентировались на лучшие мировые примеры. Везде, где мы были, будь это турецкая, французская, финская или японская школы, мы находили что-то классное, интересное и применимое. Но за основу мы взяли Канаду. Лучшими системами образования в мире считаются канадская и финская. Несмотря на то, что Финляндия территориально ближе к нашей стране, ментально они очень отличаются от нас. А канадская система образования масштабируется гораздо легче, так как подходит как живущим в Канаде, так и нам, славянам. 

 

Что лежит в основе канадской системы образования? Чем она отличается от украинской?

 

Она отличается методиками, но самое главное – философией. Если мы говорим об украинских школах постсоветской модели, то их задача подготовить ребенка к ЗНО, нагрузить его большим объемом книжных знаний, чтобы он обязательно знал дату Куликовской битвы или формулу Дискриминанта. В современных мировых образовательных системах главная задача – это воспитать личность, научить ставить цели и достигать их, эффективно сотрудничать с другими, работать в команде, креативно и критически мыслить, задавать вопросы и презентовать свои идеи.

 


Но за основу мы взяли Канаду. Лучшими системами образования в мире считаются канадская и финская.



В старшей школе классы делятся на специализации, но у нас нет четкого распределения на гуманитариев и математиков


Расскажи, как проходил отбор педагогов в Новопечерскую Школу?

 

Для отбора кандидатов нами были разработаны 23 сложных критерия отбора, и наши канадские партнеры шутили, что даже они не подойдут под эти требования. Для того, чтобы отобрать лучших в свою команду, мы шли на разные хитрости. Например, присоединились к конкурсу «Учитель года», и там искали учителей, которых впоследствии приглашали работать с нами. Иван (сын Зои – прим.ред.) мне в этом также помогал. Я его записала на все возможные кружки, шахматы, танцы, гончарство, и он рассказывал мне свои личные впечатления о том или другом преподавателе.  

 

Какая специализация у вашего учебного заведения? На чем концентрируется наибольшее внимание?

 

В старшей школе классы делятся на специализации, но у нас нет четкого распределения на гуманитариев и математиков. Все учатся параллельно, но кто-то занимается математикой чуть больше времени, а кто-то языками. Но это не означает, что если у ученика стоит больше часов математики, то у него сокращаются часы по изучению иностранных языков. Направления рекомендуются по профилю ребенка и семьи. Они сдают европейский тест «Магеллано» на профессиональный интерес, и результаты подсказывают к чему у школьника больше способностей. Но в любом случае, если ребенок с этим не согласен, он продолжает заниматься теми предметами, которые ему по душе. 

 

Есть ли у вас какие-то предметы, которые не входят в обычный перечень уроков в украинских школах?

 

У нас уникальность больше заключается не в самом предмете, а в подаче его изучения. Сегодня весь образовательный мир тяготеет к интегрированным курсам. В наших школах дети отдельно учат биологию и химию, и часто не понимают, как эти науки связаны друг с другом. В Новопечерской школе один урок интегрирован в другой. Также у нас есть  Project Day — день, когда все уроки ведут на английском языке. Каждый урок обязательно включает практическую часть. Для младшей школы мы внедрили курс Science, на котором дети красят цветы аммиаком и постоянно изучают что-то новое из научной области.

Еще одно нововведение, которое мне очень нравится, это программа лидерства Стивена Кови. Все бизнесмены любят книгу его авторства — «Семь навыков высокоэффективных людей». По стечению обстоятельств я узнала, что это еще и методика обучения учеников, и она работает в 2 500 школ по всему миру.

Это программа нацелена на обучение потенциальных предпринимателей?

 

Нет, это больше о философии жизни, о том, как быть эффективным, о тайм-менеджменте, и об умении слышать других. Касательно предпринимательства, мы сотрудничаем с MBA kids, и в 4 и 8 классах делаем курс о том, как создать свой стартап, даем понятия о том, что такое бизнес-план. Из этого курса вышло пару интересных ученических проектов. Например, ученики старшей школы устраивали субботний кинотеатр, арендовали у школы зал и показывали там фильмы.

 

Есть ли у вас программы летних лагерей и обмен учениками?

 

Наша команда организовывает летние лагеря. У нас обязательный английский язык к обучению, но есть и второй иностранный язык на выбор. Поэтому кто-то едет в Испанию, кто-то во Францию, а кто-то в Канаду или Британию.

 

Какая подготовка должна быть у ребенка, чтобы поступить в Новопечерскую Школу?

 

У ребенка — никакой. Мы школа, и мы сами должны дать ребенку все необходимые знания. Поэтому мы не проверяем, умеет ли он писать или читать. Для нас важно только одно — готов ли ребенок пойти в школу. Бывают родители, которые уверены, что в пять лет их ребенок гений, и он обязательно должен пойти в первый класс. А ребенку это не будет на пользу. При этом, нам важно знакомство с семьей, важно, чтобы родители понимали, куда они привели ребенка и разделяли принципы обучения и воспитания в нашей школе. Ведь только тогда в треугольнике «родители-ученик-школа» все три стороны будут счастливы.

 

Как ты относишься к упрощению учебной программы для начальных классов принятой в прошлом году?

 

Очень хорошо. У детей должно быть детство. В играх они также учатся и развивают свое креативное мышление, то, что ценится в современном мире больше всего. Все, что можно автоматизировать — ответственное исполнение различных задач и так вскоре будет автоматизировано. Рабочие места миллионами исчезают. В одном ритейле до 2020 года исчезнет 50 млн должностей благодаря тому, что продажи мигрируют в онлайн. К этому нужно быть готовым. Поэтому детям нужно играть и общаться со сверстниками, и главное, чтобы учеба была в удовольствие. А чтобы учеба была в удовольствие, они должны на уроке думать, искать информацию, доказывать свой способ решения задачи, что занимает намного больше времени. Поэтому нельзя просто зазубривать информацию. Ценность не в том, как много знаний ты зазубришь, а в том, как ты можешь использовать эти знания, чтобы создать нечто новое.


Если ты хочешь вырастить из ребенка ответственного гражданина, нужно ему показывать, что он может что-то сделать полезное с самого детства


Есть ли у тебя вдохновляющие истории успеха ваших учеников?

 

Мы всем родителям сразу объясняем, что не готовим учеников к ЗНО, и что ЗНО не несет в себе ценности, а мы готовим личность. Поэтому для меня было очень неожиданно узнать, что мы попали в топ 5 школ по результатам ЗНО. По знанию украинского языка мы занимаем второе место во всей Украине, притом, что наш выпуск прошлого года, это половина детей из Донецка и Луганска, которые переехали жить в Киев. У нас в школе много призеров по математике, физике, химии, биологии, но больше всего я горжусь не оценками. Если ты хочешь вырастить из ребенка ответственного гражданина, нужно ему показывать, что он может что-то сделать полезное с самого детства. И мне нравится, что в нашей лидерской программе они делают много благотворительных проектов. В целом школа за 3 года реализовала больше 100 благотворительных проектов. Во время одного такого проекта дети продавали свои старые вещи, игрушки или мастер-классы по плетению браслетов из бисера, и в результате собрали 86 000 гривен. Они сами приняли решение, что хотят отдать эту сумму на создание мурала, посвященного Небесной Сотне. Потом им было очень приятно, что этот мурал открывал президент, который поблагодарил их за это.

 

Расскажи о своем сыне Иване. Чем он увлекается?

Он серьезный, но у него очень хорошее чувство юмора. Внешне больше похож на меня, но характером в отца. С критическим мышлением у него все хорошо. Когда он решил пойти на музыку, я уговаривала его заниматься игрой на рояле, а папа на гитаре, но Иван захотел  освоить саксофон. И вот сейчас он уже два года занимается игрой на саксафоне, и что главное, самостоятельно и без принуждения. Но, что меня в нем удивляет, так это его увлечение гольфом. Он фанат этой игры. Ни я, ни муж не умеем в нее играть, а он при возможности встает в 06:30, чтобы пойти и поиграть на поле. Мы с мужем шутим, что он у нас маленький пенсионер, любит гольф и саксофон (смеется). В школе занимается шахматами, изучает английский и китайский языки, по субботам играет с папой в сквош, а летом занимается вейкбордом.

 

Расскажи про общественную организацию «Освитория», которую ты возглавляешь.

 

Я могу сказать, что занимаясь школой, я увидела пробелы в нашей системе образования. Мой бывший учитель Квит Сергей Миронович, предыдущий Министр образования и науки Украины и нынешний Министр Гриневич Лилия Михайловна – результативно-ориентированные люди, которые качественно делают свою работу. Они очень стараются, и мне хочется усилить их старания. «Освитория» — это наш совместный проект с энтузиастами, которые хотят сделать образование в Украине лучше.

 

В этом году мы сделали так же акцент на учителей, потому что качество образования страны не может превысить качество подготовки ее учителей. В связи с этим мы запустили два проекта. Первый проект – это бесплатная школа для учителей, которая стартовала этой весной. Мы уже оттестировали 3 курса, и сейчас тестируем 4-й. Радует, что количество желающих попасть на эти курсы гораздо превышает предложение. Наши учителя хотят учиться, узнавать что-то новое и улучшать свои методики. И второй проект мы привезли совсем недавно – это Global Teachers Prize. Это очень престижная мировая премия, такая по значимости, как Нобелевская премия, только для учителей, где на церемонии награждения Учителю Года вручают 1 миллион долларов. У нас при отборе финального кандидата от страны будет вручена сумма в размере 100 000 грн. (это больше годовой зарплаты учителя). Сейчас мы только объявили набор, принимаем анкеты, люди номинируют учителей, и ты можешь тоже номинировать учителя, который тебе больше всех запомнился.


Четверг – наш день с мужем. Мы всегда в этот день идем с ним на свидание.


Буквально месяц назад прошла презентация англоязычного путеводителя по Киеву «Kyiv by locals», в создании которого ты принимала активное участие. Расскажи, как родилась эта идея?

 

У меня есть подруга Алина. Она очень талантливый фотограф, которая обучалась в Берлине и Нью-Йоркской школе Parsons School of Design, а сейчас является амбассадором брендов Canon и Samsung. Она уже несколько лет не живет в Украине, но каждый раз, приезжая в Киев, показывает потрясающие места, о которых мы с подругами не знали. Так у нас родилась идея опросить киевлян и показать Киев таким, каким мы его видим и любим. Мы хотели рассказать о ресторанах и кафе, в которые часто ходим, чтобы вкусно перекусить, показать карту баров и карту муралов через самих киевлян, которые вспоминают свои истории, связанные с тем или иным местом.

 

И фотографии для этого гида были отобраны с помощью конкурса, которые вы выложили в соцсети, верно?

Да, это показательный пример того, как в современном мире все можно сделать легко и быстро. Мы объявили о конкурсе в Facebook и Instagram, и за две недели у нас уже было под 5000 фотографий с хештегом #kyivbylocals. Мы собрали потрясающие фото Киева очень разных мест, которыми собственно и украсили наш путеводитель.

 

При такой загруженности образовательными и социальными проектами как ты находишь время на семью?

 

У нас есть правила, которые помогают регулировать этот процесс. Например, в воскресенье все дома. Чтобы не происходило, мы проводим этот день втроем, ездим в гости к бабушкам и дедушкам. Четверг – наш день с мужем. Мы всегда в этот день идем с ним на свидание. Утром все вместе завтракаем, а вечером или я, или Василий укладываем Ивана спать, разговариваем, как прошел день, обсуждаем последние новости. 

 

Расскажи, как вы провели майские праздники?

 

Мы ездили с мужем учиться в Стенфорд и брали Ивана с собой. Мой муж постоянно учится и часто меня подтягивает под свои программы. Наш курс был посвящен созданию правильного климата для инноваций и развития креативного класса страны. Мы сами организовали эту поездку с резидентами Unit City. В офисе Google нам рассказали о мотивации, в другой компании о designthinking, а в офисе Coursera об онлайн-образовании и правилах его организации.

 

Ты уже была в офисах компаний Google, Apple и Facebook. С кем из основателей больших корпораций ты хочешь познакомиться, возможно, с Илоном Маском?

Мне очень хотелось бы встретиться с вдовой Стивена Джобса и семьей Гейтс, так как они много инвестируют в образование и развивают это направление. С Илон Маском, конечно. У него есть секретная школа для его детей, которая называется «Адастра». Он там обучает своих детей и еще 20 детей своих сотрудников. И поскольку он визионер во всем, мне было бы очень интересно посмотреть на эту школу. Но, пока что она под грифом секретности и о ней нигде нет информации.

 

И традиционный последний вопрос. Есть ли планы по увеличению семьи?

 

Раньше мне было некогда, потому, что школа — это тоже такое детище, которое занимает много времени. А сейчас я готова!

Текст: Маруся Коваль

Фото: Лена Гроза

Видео: Оля Вареник

Продюсер: Алена Масюткина