logo

Леся Матвеева для #MilkTalks

«Героиня нашего сегодняшнего интервью — мама двоих детей, успешный психоаналитик, телеведущая и просто красавица Леся Матвеева. И как принято на приеме у психоаналитика, в своем интервью MILK KIDS затронул глубокие и давно волнующие нас темы: что нужно изменить в украинской системе образования, как приучить ребенка читать, нужно ли изолировать детей от социальных сетей и, что несет новая digital-эра современным школьникам? Об этом и многом другом читайте прямо сейчас в рубрике #MilkTalks. Поверьте, это надо знать)»


Леся, расскажи, почему ты решила стать психоаналитиком? Когда сформировалось это осознанное желание?

 

В психоанализ и психологию я пришла не сразу. В моей копилке довольно разнообразный набор дипломов и опыта работы в самых разных сферах. Первое образование у меня юридическое, я изучала журналистику, философию, работала на телевидении, пробовала себя в HR, была офисным сотрудником и фрилансером. Не то что бы я искала себя. Мне просто все было интересно. Особенно меня всегда интересовало то, как люди взаимодействуют с этим миром, как строят отношения, становятся счастливыми или несчастными, почему одни видят этот мир в ярких красках, а другие, напротив, в мрачных тонах.

В каждой профессиональной деятельности я искала психологический аспект такого взаимодействия. Например, когда я работала юристом, меня сильно привлекали криминалистика, криминальная психиатрия и психология преступной деятельности.

Мой роман с психологией начался еще тогда. Ну, а в психоанализ меня привела неугомонная тяга анализировать все до предельного значения.

 

 Твои профессиональные знания помогают в жизни? Анализируешь ли ты близких людей, их поступки?

 

В личных взаимоотношениях во многом следует руководствоваться сердцем. Здесь важно оставлять место для спонтанности и импульсивности.

Конечно, любые знания, которые мы получаем, из какой бы области они ни были, меняют нас, структурируют мышление, позволяют «расшевелить» собственную точку зрения и делают ум более живым.

Безусловно, профессиональные знания помогают более взвешенно подходить к каким-то решениям и дают возможность людям лучше понимать себя. Это интересно.

Психотерапия учит тому, как устроена психика человека и как о ней заботиться. В нашей культуре принято заботиться о своем здоровье и теле, но все еще никто не говорит о том, как заботиться о психике. Эта тема остается не раскрытой, и все, что идет с приставкой «пси» в нашем обществе, к сожалению, воспринимается «в штыки». А на самом деле психика и тело очень тесно связаны между собой. Психическое состояние определяет наше мировоззрение: как мы видим эту жизнь, какие возможности в ней находим и какие отношения формируем. Если человек не в ладу с собственными эмоциями, постоянно избегает «неприятные темы», если он страдает и вынужден в одиночку справляться с комплексами и проблемами,  он не может быть счастливым, не может стать успешным, не может быть физически здоровым.

Знаешь, какой большой процент психосоматических заболеваний сейчас? На первом месте сердечнососудистые заболевания, а на втором стоят болезни органов пищеварительной системы. Все это происходит от того, что психика находится в напряжении. 

 

Что нужно делать, чтобы психика была здорова?

 

Посещение психоаналитика – верный путь в этом направлении. Этого не нужно стыдиться. Если ты испытываешь психологический дискомфорт (не можешь уснуть, испытываешь страхи, страдаешь от событий, которые произошли много лет назад или совсем недавно, теряешь из-за этого силы), почему не пойти к специалисту, который знает законы работы психики и может тебе помочь? Вот, если болит зуб, ты же идешь к стоматологу, а не лечишь дома бабушкиными методами. То же самое и здесь.

 

Меняется ли сознание украинцев? Замечаешь ли ты, что показатель тех, кто готов обратиться за такой помощью с годами растет?  

 

Меняется однозначно, правда, не так быстро, как хотелось бы. Уже достаточно долго существует «мода на личностный рост». Я неоднозначно отношусь к таким тренингам, но на общем фоне хорошо, что для людей сейчас транслируется возможность меняться и влиять на свою судьбу.  Все больше людей начинают осознавать свои проблемы и возможность их решить. Обращение за помощью к квалифицированному специалисту постепенно становится нормой.

Клиенты обращаются с самыми разными запросами: решить проблемы в отношениях, справится со стрессом, избавится от фобий, даже просто узнать больше о себе.

Часто обращаются к психоаналитику, полагая, что за них все решат, скажут, что делать, дадут волшебную таблетку. Но это невозможно. Кабинет психотерапевта можно сравнить с тренажерным залом, а психотерапевта с личным тренером. Тренер покажет вам, как правильно накачать мышцы и поможет достичь желаемого результата, но за вас делать ничего не будет. Нечто подобное происходит и в психотерапии. Рядом с вами находится человек, который служит проводником по лабиринту вашей собственной психики и поможет открыть ваши слепые зоны, которые вы обходили и избегали много лет.

 

Сегодня ты успешный практикующий психоаналитик. Где ты учились этой профессии?

 

Я очень долго занималась самообразованием, но потом решила получить профильное образование по психологии и закончила  Международный Институт Глубинной Психологии в Киеве, и в этом же институте три года преподавала собственный курс лекций. Я проходила много специализаций у самых разных психоаналитиков из разных стран. А сейчас учусь в докторантуре Университета имени Зигмунда Фрейда в Вене. Пишу докторскую диссертацию и работаю в консультационном центре. Принимаю участие в самых разных проектах в качестве консультанта.

цитата


Для того, чтобы дети уверенно чувствовали связь с родителями и не тревожились, важно создавать ежедневные ритуалы и соблюдать их


Как ты выстраиваешь свой график, чтобы правильно совмещать работу и материнство?

 

Надеюсь, что удачно. Конечно, для детей очень важно присутствие, но не менее важная составляющая их уверенности в себе и психологического благополучия – это счастливые и реализованные родители. Ведь дети очень тонко улавливают их эмоциональное состояние.

Для того, чтобы дети уверенно чувствовали связь с родителями и не тревожились, важно создавать ежедневные ритуалы и соблюдать их. Это дает ощущение безопасности, доступности родителей и контакта с ними. Каждое утро я провожаю детей в школу, готовлю им с собой завтрак, причем, дети в этом участвуют. В определенное время дня мы созваниваемся, вечером перед сном проводим вместе время в разговорах. Такие же обязательные ритуалы есть и для выходных и праздников. И это те ритуалы, которые никогда не меняются.

С Егором мы вместе смотрит сериал «Теория большого взрыва» и читаем книги. Вот, прочитали все части «Гарри Поттер». Кстати, это сейчас очень актуальна проблема приобщения детей к миру литературы. Не сильно они хотят читать. Тем более, что школьная программа сегодня не соответствует интересам детей. Мир настолько быстро меняется, наполняется новыми красками и возможностями, а учебники остаются прежними. В них дети не находят того, что связывает их с окружающим миром.

Егор долго не хотел браться за книги, и я заметив его интерес к фантастике, подбросила пару достаточно взрослых энциклопедий с wow-эффектом. Ему очень нравилось выискивать там удивительные факты и потом удивлять новыми знаниями своих друзей. Потом я принесла ему книгу «Новаторы», и это было попадание в «десятку». Она для него оказалась очень интересной. Так как знакомство с книгами у Егора начиналось через меня (я ему много читала), эту книгу мы начали читать вместе. Потом я стала делать паузы в чтении в самых интересных местах рассказа. Выдумывала разные отговорки: срочно проверить почту, у меня «внезапно» звонил телефон, нужно было уделить внимание его сестре. Оставаясь с книгой наедине он, недолго думая, продолжал читать дальше сам. И как результат, в дальнейшем книги для чтения стал выбирать самостоятельно.

 Честно, я позволяю ему делать выбор и разрешаю читать интересные книги в ущерб школьной программе. Но есть, конечно, книги, которые, считаю, обязательными  к прочтению. Например, мировая классика — «Том Сойер» Марк Твена.

 

Сколько лет твоим детям, как их зовут? Расскажите немного о каждом из них.

 

Дочке Ангелине шесть лет, а сыну Егору сейчас девять. Они очень разные, но каждый просто удивительный и любимый для меня. Сын всегда был маленьким взрослым. Он с самого раннего детства был очень  контактным ребенком, тянулся к общению со взрослыми и к знаниям, увлекался наукой и мечтал стать химиком. Дома были перемешаны все крема и шампуни в баночках (смеется). В первом классе на перемене он ходил в библиотеку за энциклопедиями о насекомых. Сейчас его настигла мода на YouTube).

Ангелина настоящая маленькая принцесса. Занимается танцами, любит носить платья и мечтает стать певицей.

В будущем я бы хотела дать детям возможность изучить один из языков восточной группы: китайский, арабский или хинди. Совсем скоро восточные языки будут очень востребованы в мире. Современный мир уже невозможно представить себе без Востока.

Здорово не просто изучать язык, но и познавать через него культуру народа, говорящего на нем. Я, например,  хочу изучить арабский язык. Мне очень интересен арабский мир, его история и богатая культура.  Из последнего, прочтенного на эту тему – книга «Подпольные девочки Кабула», написанная британской журналисткой Дженни Нордберг, которая несколько лет прожила в Афганистане. В своей книге автор рассказывает очень интересный и доселе не известный факт. Оказывается, в Афганистане на семью, в которой не родился сын,  падает тень позора, и родители во избежание  этого позора  одну из своих дочерей полностью перевоплощают в мальчика. Ее переодевают, остригают,  позволяют дочери вести мужской образ жизни: ходить в школу, играть с другими мальчишками, бегать, заниматься спортом. Ей позволено все, что позволено мужчинам. Некоторые из таких женщин на всю жизнь остаются мужчиной. Других же после полового созревания возвращают обратно к женскому образу и насильно выдают замуж. Можете себе представить, насколько травмирована психика у таких людей. Вчера ей было позволено все, а сегодня у нее забирают элементарные права и возвращают в тотальную зависимость.


Самое главное,  что сегодня необходимо уметь человеку, это искать необходимую информацию, фильтровать и уметь с ней обращаться


Как ты относишься к раннему развитию детей?  

 

Смотря, на что направлено это развитие. Польза от методики Глена Домана, например, мне не очень ясна. С ее помощью в детский мозг загружается огромное количество  энциклопедических знаний, которые ребенок не в состоянии применить в жизни. Они никак не связываются с его реальным опытом. Да, действительно, в самом раннем возрасте у детей мозг развивается с огромнейшей скоростью. Но польза есть не от информации в чистом виде, а от переживаний и опыта, с которыми эта информация  приходит к ребенку.

 

Сейчас много споров вызывает упрощение учебной программы для начальных классов. Что ты думаешь по этому поводу?

 

Старая программа была направлена на зазубривание большого количества информации, причем в строго определенной форме. Сейчас мы живем в таком мире, где информации не просто очень много, она устаревает, обновляется и распространяется с огромной скоростью. Самое главное,  что сегодня необходимо уметь человеку, это искать необходимую информацию, фильтровать и уметь с ней обращаться.

 

Кроме правильного обращения с информационным потоком, чтобы ты еще хотела изменить в украинской системе образовании?

 

Хороший вопрос. Все (смеется). Школа это же огромная часть жизни детей, которая должна быть насыщенна новыми знаниями и яркими событиями. Поэтому первоначально стоит уделить внимание преподавателям, людям, которые непосредственно влияют на этот процесс. Им необходимо предоставить поле для профессионального развития, своей реализации, роста и для непрерывного обучения. Точно также, как и в бизнесе. Успешные и высокоэффективные компании постоянно обучают своих сотрудников, дают им возможность развиваться и чувствовать себя востребованными и оцененными. Такой же подход должен быть и к школе, к преподавателям,  ко всем участникам этого процесса.

 

Ты никогда не думала отправить детей учиться заграницу?

 

Я бы хотела, чтобы мои дети мыслили настолько свободно, что сами смогли бы обнаружить зоны своего дефицита и потребностей в дополнительных знаниях  и потом уже решить, где эти знания получить. Буду рада, если отправившись за пределы нашей страны в поисках чего-то нового и качественного, они будут возвращаться с этим сюда и менять Украину в лучшую сторону.  Всегда их в этом поддержу. Я бы не рассматривала обучение заграницей, как побег от этой системы, скорее, как возможность изменить ее в лучшую сторону. Это же так интересно, когда есть неизведанные вершины ,которые можно покорять, создавать что-то новое.

С самого детства пытаюсь привить им интерес к нашей стране с точки зрения возможностей. Да, с одной стороны здесь трудно, и каждая сфера требует перемен, но с другой, это же огромное поле для деятельности.   

 

Какие правила в вашей семье никогда не нарушаются?

 

Главное качество – это уважение. Уважение к людям, миру, возможностям,  к самой жизни. Я также стараюсь сформировать в них осознание себя, как единицы общества, которая способна влиять на развитие этого общества, чтобы у них не было потребительского отношения к окружению, и они всегда могли обнаружить в себе влиятельный творческий импульс. Хочу, чтобы мои дети понимали, что каждое их действие и решение способно повлиять на их окружение и реальность других людей. Это, наверное, главное, что я пытаюсь им привить.  


Я хочу издать свою книгу и даже начала работать в этом направлении, но это точно будет книга не психолога или психотерапевта


Можете посоветовать книги, которые стоит прочесть каждой маме?

 

Я могу посоветовать познакомиться с работами английского психоаналитика Дональдса Вудса Винникота, идеи которого мне очень импонируют. Главный его посыл состоит в том, что для матери и ребенка нет писаных правил. Материнство должно быть интуитивным, только мама понимает, что нужно ее ребенку. Винникотт — автор понятия «достаточно хорошая мама». Он считает, что «идеальная мама» и «плохая мама»  одинаково плохие. «Идеальная мама» старается обеспечить своего ребенка абсолютным комфортом. Не успевает он проголодаться, а у него уже ложка во рту. Она никогда не показывает ему свое раздражение или усталость, чем делает отношения с ребенком нереальными. Когда такой ребенок сталкивается с реальным миром, он испытывает шок, ему очень сложно в него вписаться потом.  Ну, с «плохой мамой» и так все понятно, она слишком жестко сталкивает ребенка с реальностью и травмирует его этим. А «достаточно хорошая мама» –  это интуитивная мама. Это мама, которая позволяет себе быть живой с ребенком, не отрицая при этом свои собственные потребности. Она не старается делать все за малыша, дает ему зону комфорта, при этом всегда находится рядом и готова поддержать и прийти на помощь, если это будет необходимо. С самого начала она окружает его заботой и любовью, а потом начинает понемногу, по мере развивающихся возможностей ребенка, отпускать, давая возможность самому всему учиться.

Это, в первую очередь, поддерживающая мама.

 

Твои статьи часто публикуют в авторитетных онлайн и печатных изданиях. Никогда не думала написать свою собственную книгу?

 

Да, думала. Я хочу издать свою книгу и даже начала работать в этом направлении. Но это будет книга не психолога или психотерапевта. Это будет художественная книга, детали которой раскрывать пока не буду (смеется).

 

Как ты думаешь, чего не хватает современным детям? Чем отличается нынешнее поколение школьников с приходом цифровой эры?

 

Ты знаешь, многие бьют тревогу потому, что дети сейчас озабочены девайсами, проводят много времени за планшетами. Я часто встречаю мамочек, которые сильно гордятся тем, что никогда не давали детям в руки планшет и воспитывают их  на советских мультфильмах. Я понимаю, что это делается из лучших побуждений, но в итоге ребенок изолирован от мира, который его окружает. Планшеты и телефоны уже никогда не уйдут из нашей жизни, а советские мультики вряд ли будут нравиться.  

 

Мой сын с 4-х лет просит завести Youtube канал, что мы и сделали, когда Илье исполнилось шесть. В связи с этим мне интересно,  как уберечь ребенка от digital-зависимости?

 

Главная опасность виртуальной реальности состоит в том, что она все облегчает. Когда мы читаем книжку, в мозгах происходит большая работа: сначала мы видим текст, складываем буквы в слова, слова в предложения, потом подключается фантазия , и мы воображаем картины происходящего. Виртуальная реальность этот процесс облегчает, поэтому дети любят больше смотреть мультики. Когда мы играем в игрушки, нужно дофантазировывать мир, а в компьютерных играх все и так детально прорисовано. В онлайн намного легче знакомиться, нежели в реальной жизни, потому что в реальной жизни для того, чтобы построить с кем-то отношения, нужно приложить усилия.  В виртуальной же очень просто спрятаться, прервать связь в любой момент, притвориться кем угодно. И вот эта лень ума и есть главная опасность. Поэтому очень важно соблюдать баланс: не изолировать ребенка от digital реальности и в то же время вовлечь в реальную жизнь.

 

Какое у тебя отношение к социальным сетям? Ведь сейчас у каждого подростка есть свой Instagram и Snapchat. Ты не будешь против, если твои дети заведут где-нибудь свой аккаунт?

 

Честно, я буду против, потому что они там никак не защищены. Многие воспринимают социальные сети как игрушку, как будто это что-то ненастоящее. А это самая что ни наесть реальность. Если взрослый человек заводит свой профиль осознанно, и знает, как справиться со сложностями и, возможно, оградить себя от потенциальной опасности и вмешательства в личную жизнь, то ребенок этого не знает. Дети там никак не защищены, и нет возможности повлиять на это, защитить их, проконтролировать.  Вы не знаете, кто к ним зайдет на страницу, кто начнет с ними общаться, и какая информация «взрослая» и травмирующая может там до них дойти.

Как правильно подготовить детей к непростому решению родителей разойтись?

 

Есть распространенная ошибка, которую допускают родители.

Когда мужчина и женщина создают семью, есть несколько ролей, которые они выполняют как пара и смешивать их нельзя. Ролевая модель любовников и родителей. Если, как любовники, люди могут сходиться и расставаться, то, став однажды родителями, онитаковыми остаются на всю жизнь, в независимости от того, есть между ними любовные отношения или нет. Эти вещи нужно обязательно разделять и понимать. Когда мужчина и женщина смешивают эти понятия, дети воспринимают распад любовной пары, как потерю родителей. Нет большего  ужаса для ребенка, чемнаблюдать, как пара (кстати, которая для детской психики гарантирует стабильность и безопасность) начинает распадаться у них на глазах, ругаться и ненавидеть друг друга. Ни в коем случае нельзя использовать детей как инструмент для выяснения отношений и переносить их туда — в вашу любовную пару, потому что дети имеют к вам отношение только как к родительской паре. Самое главное, что нужно донести до детей, что родители это навсегда, что чтобы не произошло между папой и мамой, они всегда останутся родителями для своих детей. Их разрыв не означает, что они перестают быть родителями. И, конечно же, очень важно сохранить нормальные отношения между собой именно в роли папа-мама и вносить в них свои личные обиды.

 

Спасибо тебе за этот ответ. И последний вопрос. Какие планы на Новый год?

 

Мы остаемся в Киеве, и традиционно будем наряжать елку и готовить оливье. Пока других планов нет.

Текст: Маруся Коваль

Фото и видео: Ольга Вареник

Продюсер: Алена Масюткина