logo

Поколение Z: изобретатель Павел Роналдо

Павел, расскажи, где ты учишься?

 

Я обучаюсь по индивидуальной программе. До этого несколько раз менял школы, но потом понял, что мне лучше заниматься одному и правильно распределять свое время. То есть, благодаря индивидуальной программе, могу выбирать для изучения те предметы, которым придаю большее значения.

 

Когда ты понял, что пора переходить на такую систему обучения?

 

После 9 класса.

 

Как происходит обучение по индивидуальной программе?

 

Я сам составляю себе программу, учусь дома, а в школу хожу, чтобы сдавать тесты. В принципе, такой системы обучения можно придерживаться в любой средней общеобразовательной школе. 

 

Как на такое твое решение отреагировали родители?

 

Мама — мой самый близкий человек, мы с ней одна команда.   

 

По какой причине менял школы?

 

Я понимал, что мне нужно больше знаний и поэтому искал школы, которые могли бы мне их дать. На самом деле, еще после первого класса почувствовал, что школа мне дает недостаточно.

 

Какие твои любимые предметы и увлечения на данный момент?

 

Больше всего акцентирую свое внимание на изучении физики, углубленно учу английский и немецкий языки. С 8 лет занимался в Федерации рукопашного боя у тренеров Радченко. Всего у меня 53 награды, из которых 12 по спорту, а другие по научным предметам. Вообще, я разносторонний человек, но мое главное увлечение — техника. Люблю придумывать что-то новое и необычное.

Куда планируешь поступать?

 

Я привык говорить о том, что уже сделал, поэтому на этот ваш вопрос отвечу немного позже. Планы есть, но пока готовлюсь к сдаче ЗНО.

 

Договорились. Расскажи, когда ты начал проектировать и заниматься робототехникой?

 

Увлечение робототехникой появилось, когда мне было три года. Мама подарила мне первый набор Lego. Я строил домики, как все дети, а потом, со временем, понял, что хочу строить что-то свое, и начал создавать роботов.

 

Посоветуй родителям, на какие курсы отправлять детей для развития технических навыков.

 

В школу «Винахідних» я ходил с 5 по 6 класс. Потом понял, что этих знаний для меня мало, и начал индивидуально заниматься программированием, а потом придумал свой проект.

Расскажи, пожалуйста, о нем подробней. 

 

Каждые 5 минут в мире слепнет один взрослый человек и каждый час один ребенок. В мире 40 миллионов незрячих людей, а через 10 лет их будет 75 миллионов. Также сегодня насчитывается 125 миллионов людей с ограниченными возможностями зрения — они видят, но плохо.

 

Поэтому я решил создать робота, который заменит собаку-поводыря, он имеет наушник с микрофоном и динамиком. Человек может дать ему команду, куда идти, и машина его поведет, потому что управляется GPS-навигатором. У робота можно спросить про уровень батареи и про погоду. Также я придумал инновационный метод ходьбы по ступенькам, до меня этого еще никто не делал. Конечно же, у робота есть габаритные огни, чтобы его можно было увидеть вечером.

 

Почему ты выбрал именно эту проблему?

 

Однажды шел домой и увидел, как незрячий человек переходит дорогу. Он использовал обычную трость. Я решил ему помочь, а придя домой, начал исследовать этот вопрос и понял, что для незрячих людей в мире очень мало каких-либо инновационных девайсов. Так и родилась идея.

 

Какие твои дальнейшие шаги по развитию этого проекта?

 

Хотел бы выйти на серийное производство. Но мне нужно еще над этим поработать.

 

Ты не думал запустить ролик на Kickstarter?

 

На Kickstarter нужно выходить с полностью готовым прототипом, а у меня он еще не готов. Это такая же схема, как делают автомобили. Сначала машину рисуют, потом ее делают из дерева, потом примерный вариант, который ездит, а потом уже окончательную модель. Так же и с Kickstarter: чтобы выйти на эту платформу, нужно иметь готовую модель, которую смогут купить люди. Бизнес-план в процессе работы.

 

Сколько времени прошло от самой идеи до создания робота?

 

Я занимаюсь этим проектом уже на протяжение 3-х лет и каждый год усовершенствую модель, добавляя новые возможности.

Ты уже где-то презентовал свой проект?

 

Да, в мае участвовал на выставке в Бухаресте и получил там бронзу на Чемпионате мира. А совсем скоро буду представлять Украину на выставке в Копенгагене, где буду самым младшим участником.

 

Тебе кто-то помогает мониторить подобные события, чтобы вовремя подать онлайн заявку?

 

Я занимаюсь этим сам. Но, к сожалению, пока не могу участвовать во всех выставках в силу своего возраста. В прошлом году очень хотел поучаствовать в конференции The Next Web, которая проходила в Нью-Йорке. Подал заявку, со мной провели скайп-интервью, а потом задали вопрос о возрасте, когда же я ответил, что мне 16, в участии мне отказали. Однако пригласили как участника конференции и прислали оплаченные пригласительные. Обычно на этой выставке возраст участников — 35+.

 

Ты как-то поддерживаешь связь с украинской кремниевой долиной UnitCity?

 

Да, мы постоянно на связи. По приглашению UnitCity я посетил форум, где выступал Стив Возняк.  

 

Если бы у тебя была возможность, чтобы ты изменил в системе образования Украины?

 

Во-первых, я бы хотел внедрить проведение двух конкурсов и создание рейтингов между учителями: преподавателями одного предмета и представителями всех наук. Так у них будет больше мотивации. Также мне кажется логичным распределить предметы по приоритетам учеников. Например, до 5 класса все предметы есть обязательными, а после внедрить тест MBTI, который не имеет правильных или неправильных ответов. Он определяет тип мышления каждого человека, его психологические аспекты — все это дает ученику понять, какие профильные предметы для изучения ему будут нужны в дальнейшем.

Ты был в составе жюри конкурса Global Teachers Prize Ukraine . Расскажи про этот опыт.

 

До сих пор под впечатлением, на каком уровне Зоя Литвин провела этот конкурс в Украине и организовала со своей командой «Освитория» все на высшем уровне. Считаю, что важно популяризировать профессию учителей, привлекать к ней внимание, чтобы у нас в стране было как можно больше классных преподавателей. Касательно процесса, я общался с каждым номинантом отдельно и поддерживаю победу Пауля Пшенички.

 

Как ты оцениваешь поколение, к которому сам принадлежишь?

 

У нашего поколения много возможностей и сильный потенциал, но главное — это все направить в правильное русло.

 

Как часто ты проводишь время в интернете. Какими соц сетями пользуешься?

 

 

У меня есть аккаунты в Instagram и Facebook. На Youtube меня нет, но с интересом слежу за другими пользователями. Например, подписан на американского влогера Casey Neistat.

 

Какую книгу сейчас читаешь?

 

Сейчас читаю Саймона Синека «Начни с почему». Это очень классный мотивационный спикер. В книге рассказывается, как такие знаменитые лидеры, как Мартин Лютер-Кинг и Стив Джобс начинали свой путь. Также прочитал недавно Роберта Киосаки «Богатый Папа, Бедный Папа».

 

Кто в инновационном мире для тебя является примером?

 

Меня вдохновляет мой дедушка Валентин Владимирович, он инженер по образованию, умный и очень хороший человек. У него 7 патентов на изобретения, которые до сих пор применяются в промышленности. Он всегда может ответить на любой мой технический вопрос и не только.

 

Какую музыку ты сейчас слушаешь?

 

Мне очень понравился последний альбом Ланы Дел Рэй. Люблю слушать Фаррелла Уильямса. У меня, кстати, есть диплом музыкальной школы по классу «Гитара».

 

Чем ты занимаешься в свободное от учебы время?

 

Я являюсь послом Klitschko Foundation. Это благотворительный фонд, который работает в нескольких направлениях: образование, наука, стажировки. Я участвовал в благотворительном проекте, все деньги, от реализации которого пошли в поддержку «Школы успеха». Школа собирает  300 мальчиков и 300 девочек – лучших представителей из разных сфер и организовывает для них летний лагерь. Я очень горд, что меня пригласили участвовать в этом проекте.

Сейчас я хорошо играю в большой теннис, нравится гольф, увлекаюсь автомобилями, люблю путешествовать.

 

Как у тебя хватает на все времени?

Все дело в том, что нужно правильно использовать тайм-менеджмент и расставлять приоритеты.

текст: Маруся Коваль 
фото: Алина Красиева